ГлавнаяАналитическая справка по результатам проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков РГП...

Аналитическая справка по результатам проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков РГП на ПХВ «Автохозяйство Управления делами Президента Республики Казахстан»

Аналитическая справка

по результатам проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков

РГП на ПХВ «Автохозяйство Управления делами Президента

Республики Казахстан»

 

г. Астана                                                                           28 ноября 2024 года

 

Состав рабочей группы:

Руководитель рабочей группы:

Бекмуратов Е.А. - заместитель директора Предприятия,

Члены рабочей группы:

Арстан А.А. - заместитель директора Предприятия,

Самаева Н.О. - руководитель отдела по управлению персоналом,

Дабылдина А.С. – руководитель отдела административной работы и правового обеспечения.

Наименование объекта внутреннего анализа коррупционных рисков:

Отдел государственных закупок и служба по эксплуатации автотранспорта          РГП на ПХВ «Автохозяйство Управления делами Президента Республики Казахстан» (далее - Предприятие).

Основание проведения внутреннего анализа коррупционных рисков:

Приказ директора Предприятия от 30.10.2024г. №01-05/292 «О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков».

Период проведения внутреннего анализа коррупционных рисков:

с 30 октября по 29 ноября 2024 года.

Анализируемый период деятельности объектов:

Внутренним анализом охвачен период с 01.01.2024г. по 30.09.2024г.

Анализ проведен в соответствии с Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков (далее - ВАКР),  утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года №12, методическими рекомендациями по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции от 7 апреля 2021 года, международного стандарта ISO 37001:2016 «Система менеджмента противодействия коррупции. Требования и руководство к применению».

 

Об объектах:

Внутренний анализ коррупционных рисков (ВАКР) осуществлялся по следующим направлениям:

1) выявление коррупционных рисков в правовых актах, издаваемых отделом государственных закупок и службы по эксплуатации автотранспорта;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности отдела государственных закупок и службы по эксплуатации автотранспорта.

 

Перед началом проведения ВАКР комиссией проведена работа по сбору информации:

1) правовые акты, внутренние документы, регулирующие деятельность объектов ВАКР;

2) ведомственная статистическая отчетность о деятельности объектов ВАКР;

3) данные информационных систем государственных органов о деятельности объектов ВАКР;

4) результаты проверок и контрольных мероприятий;

5) иные сведения, предоставления которых не запрещено законодательством Республики Казахстан.

 

Для выявления коррупционных рисков и выработки рекомендаций членами комиссии применялись различные методы анализа, в том числе сбор и изучение информации, собеседование, интервью, обсуждение и моделирование ситуаций, и их анализ.

 

Направление 1. Выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Предприятия.

 

В процессе анализа внутренних нормативных документов, регулирующих деятельность Предприятия и его организационно-управленческую деятельность, были выявлены следующие потенциальные коррупционные риски или нормы, создающие условия для коррупции:

 

  1. Правила проведения государственных закупок товаров, работ и услуг в РГП «Автохозяйство Управления делами Президента РК», утвержденные приказом директора Предприятия от 25.09.2024 года                    № 01-05/190 (далее – Правила закупок).

 

В соответствии с подпунктом 4) пункта 24 Методических рекомендаций по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков по направлению освоение и распределение бюджетных и финансовых средств индикаторами коррупционных рисков является отсутствие или слабая проработка видов отчетности, механизмов мониторинга, внутреннего и внешнего контроля за процедурами освоения и распределения бюджетных и финансовых средств.

При этом, в Правилах закупок не предусмотрена отчетность об исполнении плана закупок товаров, работ и услуг.

Также настоящие Правила закупок утверждены на русском языке.

Рекомендация: 1) дополнить Правила закупок приложением, содержащим ежеквартальную форму отчетности об исполнении плана закупок товаров, работ и услуг Предприятием в разрезе способов закупок;

  1. перевести Правила закупок на государственный язык, так как это ведет к дискриминации работников, изъясняющихся только на государственном языке и служит к привлечению должностного лица к административному штрафу (ст. 75 КоАП).
  1. Стандарт «Организация автотранспортного обслуживания, ремонтно-механических работ и работ по техническому обслуживанию автотранспорта РГП «Автохозяйство Управления делами Президента РК», утвержденный приказом директора Предприятия от 13.06.2018 года № 02-05/103 (далее – Стандарт автотранспортного обслуживания).

 

В соответствии с пунктом 21 Методических рекомендаций по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков индикаторами установления права вместо обязанности являются:

1) использование формулировок «вправе», «могут»;

2) наличие законных оснований для принятия должностными лицами решений по своему усмотрению;

  1. возможность органа (должностного лица) принять несколько видов решений при наличии одних и тех же оснований.

В действующем стандарте автотранспортного обслуживания применяются формулировки «вправе» и «могут». К примеру, пунктом 44 Стандарта заказчику (должностному лицу государственного органа) предоставляется право ставить автотранспорт в режим ожидания при невостребованности автомобиля, который не может быть привлечен на другие виды работ. Также пунктом 47 Стандарта предусмотрено, что заказчик вправе направить жалобу, в случае неудовлетворенного исполнения заявки. Данные нормы предоставляют законные основания для принятия заказчиками решений по своему усмотрению.

В целом, Стандарт требует актуализации в полном объеме, так как применяемые нормативные акты утратили силу либо актуализированы.

Настоящий Стандарт изложен только на русском языке.

Рекомендация: 1) актуализировать Стандарт автотранспортного обслуживания;

  1.  перевести Стандарт на государственный язык, так как это ведет к дискриминации работников, изъясняющихся только на государственном языке, и служит к привлечению должностного лица к административному штрафу (ст. 75 КоАП).

 

 

Направление II. Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Предприятия.

 

  1. Урегулирование конфликта интересов

В Предприятии в соответствии с требованиями законодательства РК по противодействию коррупции в целях реализации мер по управлению существующими и потенциальными конфликтами интересов в Предприятии разработана и утверждена Политика по предотвращению и урегулированию конфликта интересов Предприятия (от 27.09.2024 года № 01-05/197).

Согласно данной политике основные подходы по управлению конфликтами интересов определяются директором. Комплаенс-офицер Предприятия осуществляет организацию и координацию деятельности по выявлению конфликтов интересов в действиях должностных лиц и работников Предприятия и по урегулированию рисков, связанных с конфликтами интересов.

В периоде и объеме, охватываемом ВАКР, случаев выявления и раскрытия существующего или потенциального конфликта интересов в Предприятии не зарегистрированы.

 

  1. Оказание государственных услуг

Предприятие не оказывает государственные услуги.

  1. Реализация разрешительных документов

Предприятие не осуществляет разрешительные функции.

  1. Реализация контрольно-ревизионных функций

Предприятие не осуществляет контрольно-ревизионные функции.

  1. Освоение и распределение бюджетных и финансовых средств  (бизнес-процесс: Организация и проведение государственных закупок товаров, работ и услуг

А) Организацию и проведение государственных закупок товаров, работ и услуг осуществляет Отдел государственных закупок в соответствии с Правилами закупок.

В основную задачу Отдела государственных закупок входит:

1) соблюдение норм законодательства Республики Казахстан о государственных закупках в сфере осуществления закупок товаров, работ и услуг;

2) осуществление государственных закупок товаров, работ и услуг;

3) управление документацией, организация и ведение делопроизводства Отдела;

4) решение иных задач в соответствии с целями и задачами Отдела.

 

В ходе анализа исследована организация государственных закупок товаров, работ и услуг, а также способы проведения.

Предприятие осуществляет закупки посредством электронных закупок на портале «Государственные закупки Республики Казахстан» в соответствии с планом закупок товаров, работ и услуг на соответствующий финансовый год.

План закупок Предприятия сформирован на основании утвержденного приказом Управляющего делами Президента РК от 19.12.2023 года № 66/373 КБП   плана развития Предприятия.

План государственных закупок Предприятия на I-III кварталы 2024 года состоит из 1163 пунктов на общую сумму 986 544,57 тыс. тенге. Количество договоров заключенных с поставщиками 343 на сумму 983 257,51 тыс. тенге.

В Предприятии действуют следующие нормативные документы Предприятия, регулирующие бизнес-процесс «Организация и проведение государственных закупок товаров, работ и услуг», который комплаенс-офицер, как уполномоченное лицо для проведения ВАКР проанализировал:

  1. Правила проведения государственных закупок товаров, работ и услуг, утвержденные приказом директора от 25.09.2024 года № 01-05/190;
  2. Регламент работы Предприятия, утвержденный приказом директора от 01-05/183 от 16.09.2024 года;
  3. Инструкция по приемке товаров в Предприятии, утвержденная приказом директора от 25.09.2024 года № 01-05/190.  

Комплаенс-офицером Предприятия в ходе проведенного ВАКР был изучен и проанализирован бизнес-процесс формирования плана закупок, который формируется на финансовый год на основе потребности Предприятия в товарах, работах и услугах, а также был проведен анализ исполненных закупок в разрезе способов закупок.

При этом, был выявлен такой потенциальный риск, как высокий удельный вес осуществления закупок Предприятия способом из одного источника путем прямого заключения договора. Следует отметить, что осуществление закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора не противоречит внутренним нормативным документам Предприятия.

В периоде, охватываемом ВАКР, Предприятием на портале государственных закупок и вне портала (ДСП) было осуществлено 237 процедур закупок товаров, работ и услуг на сумму 1 140 161,89 тыс.тг., в том числе способом конкурса 46, способом запроса ценовых предложений 129, электронный магазин 17, способом из одного источника путем прямого заключения договора 45 на сумму 279 235,64 тенге или 24,5 % от общей суммы закупок.

Рекомендация: 1) провести обучение ответственных подразделений Предприятия, инициирующих закупки товаров, работ и услуг в части выбора способа закупок в соответствии с критериями выбора способа закупок, установленными внутренними нормативными документами Предприятия;

2) при формировании плана закупок Предприятия уменьшить долю закупок, осуществляемых способом из одного источника.

 

Б) В соответствии с разделом 12 Регламента Предприятия после заключения договора, лица инициирующие закуп в ИС «Единая база данных» (далее – ЕБД) вносит данные по срокам исполнения заключенных договоров.

В случае, если срок исполнения по договору указывается по заявке заказчика, то заявку через веб-портал государственных закупок подают структурные подразделения, инициирующие закуп. Дополнительно эти сведения вносят в ЕБД Предприятия.

Контроль за соблюдением сроков исполнения договорных обязательств осуществляют структурные подразделения, инициирующие закуп.

Руководители структурных подразделений в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения договора обязаны незамедлительно уведомить ОГЗ, ОАРиПО и комплаенс-офицера о неисполнении Поставщиком обязательств по договору посредством СЭД.

ОГЗ принимает меры по расторжению неисполненных или ненадлежащее исполненных договоров в установленные Законом сроки.

Претензионно-исковая работа в отношении Поставщика, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего договорные обязательства, ведется юристом ОАРиПО.

Комплаенс-офицер вносит сведения в Реестр недобросовестных поставщиков Управления делами Президента РК.

Однако, зачастую инициаторы закупок товаров, работ и услуг не исполняют свои обязательства по своевременному заполнению данных в ЕБД и веб-портале государственных закупок. Данное обстоятельство подтверждает несоответствие фактических процессов установленным требованиям и являются индикатором коррупционных рисков и совершения коррупционных правонарушений инициаторами закупок путем сокрытия реальных сроков поставки товаров, работ и услуг. 

Рекомендация: принять меры по обязательному заполнению инициаторами закупок данных в информационных системах.  

 

  1. Заключение договоров с физическими и юридическими лицами

В Предприятии заключение договоров по закупкам регулируется Законом РК «О государственных закупках» и Правилами закупок, в соответствии с которыми определена ответственность организатора и участников процесса закупок Предприятия.

В ходе выборочного анализа договоров было установлено отсутствие антикоррупционных оговорок в заключенных договорах о государственных закупках до мая 2024 года и 29 договорах с пометкой ДСП.

Рекомендация: включать антикоррупционную оговорку в заключаемые Предприятием договоры.

 

  1. Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности

В Предприятии функции антикоррупционного комплаенс возложены на комплаенс-офицера Предприятия согласно Положению об антикоррупционной комплаенс-службе Предприятия.

В Предприятии в периоде, охватываемом ВАКР, было проведено обучение на тему: «Основные положения Антикоррупционной политики Предприятия».

Факты привлечения работников Предприятия к уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений отсутствуют.

Факты несоблюдения антикоррупционных ограничений лицами, уполномоченными на выполнение государственных фукнкций и лицами, привравненные к ним с учетом особеннойтей, установленных Законом РК «О противодействии коррупции» отсутствуют.

В целях исполнения мер финансового контроля  работниками Предприятия было осуществлено декларирование активов и обязательств, доходов и имущества в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

 

  1. Обеспечение прозрачности и гласности деятельности Предприятия

Опубликование информации о деятельности Предприятия осуществляется на официальном интернет-ресурсе Предприятия по адресу:  https://auto.qr-pib.kz/.

На момент ВАКР информация о деятельности Предприятия на его официальном интернет-ресурсе была в актуальном состоянии.

План закупок размещается на веб-портале государственных закупок.

 

Приложение 1. Перечень должностей подверженных коррупционным рискам, определенных по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков.

 

 

Директор                                                                                              А. Алиев

 

Согласовано:

Начальник отдела

государственных закупок                                                           Е. Кабдуалиева

 

Начальник службы по эксплуатации

автотранспорта                                                                           Т. Амрин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Дабылдина А.С.

 

 

 

         Приложение 1

к Аналитической справке

о результатах внутреннего анализа коррупционных рисков деятельности РГП «Автохозяйство Управления делами Президента Республики Казахстан»

 

 

Перечень должностей, подтверждённых коррупционным рискам, определенных по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков

 

 

Наименование объекта внутреннего анализа коррупционных рисков:

Отдел государственных закупок и служба по эксплуатации автотранспорта

РГП «Автохозяйство УДП РК»

 

 

Должность, подверженная

коррупционному риску

Должностные полномочия, содержащие коррупционные риски

Коррупционные риски

Директор

 

 

 

 

 

Заместители директора

Заключение от имени Предприятия гражданско-правовых сделок (договоры (контракты, соглашения), подписание уведомлений, счетов к оплате и других банковских, финансово-хозяйственных документов, предусмотренных законодательством республики Казахстан.

Принятие решений, противоречащих экономическим интересам Предприятия

Начальник финансово-экономического отдела

Осуществляет контроль разработки планов развития, их корректировки

Включение в бюджет необоснованных расходов

Начальник, главный специалист отдела государственных закупок

Разрабатывают план развития по расходной части, составляют проект плана закупок товаров, работ и услуг, проводят закупки товаров, работ и услуг

Необоснованность цены за единицу товара; несвоевременность размещение плана государственных закупок на портале государственных закупок; своевременность и полнота принятия мер реагирования в отношений поставщиков, не надлежащие исполнивших условия договора поставки

Начальник и специалисты структурных подразделений, инициаторов закупок

Предоставляют заявки на осуществление закупок, разрабатывают  план развития по расходной части и план государственных закупок Республики Казахстан

Необоснованность цены за единицу товара; своевременность и полнота принятия мер реагирования в отношений поставщиков, не надлежащие исполнивших условия договора поставки